Помним и скорбим …
Прощай, Хранитель! От нас ушел Борис Борисович Цитович.
Ранним утром 20 октября 2021 года в Минской 4-й больнице от коронавирусной инфекции скончался Борис Борисович Цитович.
Слова, которыми описывают его в некрологах – художник, график, создатель музея Первой мировой – не охватывают всех сторон его поистине безграничной личности. Это был человек-Свет, распространявший свои лучи на всех, кто его знал…
Борис Цитович родился 28 июня 1948 года в семье офицера Советской Армии в городе Коркино Челябинской области. В 1960-х семья переехала в Беларусь, где Борис быстро завоевал высокую репутацию, как художник.
Его иллюстрации к «Людям на болоте» И.Мележа и сейчас считаются одним из высших достижений белорусской книжной графики (2-е место на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги-75» в Москве).
Но дальнейшая судьба Бориса Цитовича была нестандартной: в 1974 г. он неожиданно переезжает с семьей из Минска в глухую деревню Забродье, Вилейского района, Минской области. Этот переезд обернулся для художника делом всей жизни, когда во время похода за грибами он наткнулся в лесу на заброшенное воинское кладбище времен Первой мировой войны.
С тех пор прошло много лет, и название «Забродье» сейчас отлично известно далеко за пределами Беларуси. Ведь там находится первый на постсоветском пространстве музей Первой мировой войны, созданный Борисом Цитовичем и его супругой Валентиной Петровной. Музей разместился в построенной Цитовичами часовне Свв.Бориса и Глеба. Там действует историко-культурный фонд «Крокi», который устанавливает памятные кресты на воинских захоронениях Первой мировой. Там же – принадлежащее сыну Цитовичей, Даниилу, самое большое в Беларуси собрание раритетных автомобилей, среди которых есть поистине уникальные образцы. А еще в Забродье – настоящие, подлинные белорусские хаты постройки начала ХХ века и потрясающая природа: лес, поле, река Нарочь. Идеальное место для киносъемок и военно-исторических реконструкций, которые нередко проходят в усадьбе.
Для реконструкторов, тех, кто занимался воссозданием облика русской армии начала ХХ века, да и для всех, кто мало-мальски интересовался историей Отечества, Борис Борисович всегда был «родным отцом». Сложно даже сказать, скольких людей он увлек темой Первой мировой войны, сколько воинских захоронений было восстановлено и лично им, и вдохновленными им по всей Беларуси людьми. Его знали, любили, им восхищались люди, живущие и далеко за пределами нашей страны.
Все, кто знали его лично, согласится, – он был образец белоруса. Скромный, трудолюбивый, добрый, талантливый, верующий, светлый… Настоящий Хранитель лучших традиций славянства. Неслучайно помимо музейной деятельности Борис Борисович продолжал заниматься иконописью.
В частности, его работу можно видеть в храме Святителя Патриарха Тихона в Вилейке.
Память о Хранителе, вечном труженике, человеке большой души и открытого сердца навсегда сохранят те, кто его знал.
Царствие Небесное и вечная память новопреставленному рабу Божию Борису!
Вячеслав Бондаренко.